Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

И вновь наступит «Ночь в театре»

9-12-2016, 13:34 Категория: Культура
2 294
0

 

Это была восхитительная ночь. Такая же волнующая, непредсказуемая и бессонная, как  и  Первая, но уже Седьмая. Фестиваль альтернативных театральных форм  «Ночь в театре», собирающий экспериментальные спектакли из разных городов Урала, а теперь – и всей России,  состоялся в Озёрске в седьмой раз. Ещё два года назад, на юбилейной встрече, с ним готовы были распрощаться. Директор  «Нашего дома» Владимир Кулик с сожалением говорил о том, что у труппы иссякают силы. О финансах он и не вспоминал – их не было вообще. Как и перспектив. Но минул год, и всё изменилось. Озёрский театр драмы и комедии вновь впрягся  в сладостное ярмо и вытянул фестиваль на радость многочисленным поклонникам идеи. Мне в том числе. И влюблённой в театр паре из Кыштыма, которая старается не пропускать премьеры  в соседнем городе.

 

В ноябре 2016 года нас опять свела «Ночь в театре». В прошлом году она была посвящена року во всех смыслах этого слова: рок как судьба, провидение, и рок как музыкальное направление. В этом сезоне у темы фестиваля было только одно толкование  – любовь. Она многолика, но либо любовь, либо не любовь. Иного не дано.  Об искорёженной, инфернальной, неосознанной и неоценённой любви рассказывала зрителям Ангелина Мигранова из казанского театра "Akt"  в моноспектакле по пьесе Екатерины Васильевой  «Однажды мы все будем счастливы».

 

Молодой драматург из Нижнего Тагила, ученица знаменитого Коляды, лауреат премии «Дебют»  придумала сюжет, в основе которого лежит узнаваемая история, – старшеклассница  стесняется своей матери, работающей уборщицей в той же школе, где учится её дочь. Но в пьесе ситуация доведена до абсурда: подруги ради забавы подмешивают техничке в чай ртуть, а девочка не решается предупредить мать о грозящей ей опасности и после смерти родного человека остаётся одна  на всём белом свете.

 

Я очень хорошо отношусь  к  гротеску, даже если он принимает столь мрачные формы. Но Екатерина Васильева меня не убедила. Может быть, мне не хватило медленного, едва заметного прорастания трагедии в смешных и грустных деталях? Ну не могу я представить мать, которая говорит своей несовершеннолетней дочери, что с мальчиками можно делать всё что угодно, только не целоваться, потому что от этого бывает кариес, который и обнаружила у себя героиня после расставания с первым в её жизни парнем.  У меня сразу же всплывает в памяти голливудская «Красотка» в исполнении Джулии Робертс,  которая тоже никогда не целовала клиентов, но, разумеется, не из-за кариеса.  Возможно, я развращена не самыми лучшими образцами американского кино, о которых молодое поколение драматургов и не слышало, но мне кажется, что лирическое отступление про поцелуи  – беспомощная и безвкусная попытка развеселить зрителей. Кого как, а меня подобные попытки раздражают. Однако  Екатерине Васильевой  всего  27 лет, своими учителями в литературе она считает Фёдора Достоевского, Николая Коляду и Василия Сигарева, так что у неё всё обязательно получится, а я, не смотря ни на что, благодарна «Ночи в театре» за новое имя. Буду следить за творческим ростом его обладательницы.

 

 

 

К тому же, шероховатости  и  провалы драматургического материала с лихвой окупались великолепной игрой актрисы Ангелины Миграновой. Вот она стояла перед нами – простая русская Машка, угловатая, диковатая, ощущающая себя отличной от других, пытающаяся разобраться с собой, может быть, найти себе оправдание. В каждом её жесте, в каждом слове и взгляде сквозило безнадёжное одиночество. Она в отсутствии любви и смерти. Ни с кем никогда не складывались и, наверное, уже не сложатся у недолюбленной с детства девочки отношения. Ни с мальчиками, для которых она рябая, и не только лицом, но и душой. Ни с подругами, для которых она нищая юродивая. Ни с родными, которых у неё не осталось. Ей проще понять, простить и говорить по душам с мёртвыми.  К маме на могилу она теперь приходит часто.

 

Актрисе веришь безоговорочно. И неважно, что ртуть в чае – чистой воды вымысел, такого не было и быть не могло. Ртуть – это всего лишь собирательный образ многочисленных способов, которыми мы медленно, но верно убиваем близких. Главный из них – равнодушие, недолюбовь.

 

Смотрела спектакль, и думала: какое счастье, что у меня с дочерью, ровесницей Ангелины Миграновой, совсем другие отношения. Вспоминала: а вот полгода назад поссорились из-за пустяка, накричали друг на друга. Понимала, как всё хрупко и нежно в отношениях между детьми и родителями. Тревожилась: как бы не разбить, не разорвать ту бесценную связь, которая до спектакля казалась нерушимой?

 

 

А потом была «Чудная баба» по пьесе Нины Садур. Её привёз на фестиваль пермский «Век жизни». Стопроцентное попадание в меня! Пьеса, в которой отточено каждое слово – не вырубишь топором. Режиссура, позволяющая слышать текст, не затмевающая его. Виртуозная игра Ирины и Андрея Моляновых.  Смех до слёз и смех сквозь слёзы. Ощущение, что тебе морочат голову, что тебя дурачат, что ты ровным счётом ничего не понимаешь, а потом вдруг – оп! – из рваных фраз, пауз, недоговорённостей, мистического налёта и шутливой перебранки складывается целостная картинка, от которой щемит сердце. Заблудившись на картофельном поле, Лидия Петровна (у неё всё, как у всех,  – работа , муж, дети), встречает чудную бабу. На  поверку та оказывается мировым злом по прозвищу Убиенька. Теперь бедной женщине предстоит сделать выбор: либо самой исчезнуть с лица земли, сохранив жизнь  знакомым и незнакомым людям, либо сберечь себя, погубив всех остальных.

 

То, что происходит на сцене, кажется дурным сном – как всегда у Нины Садур (озерчане могли в этом убедиться – в конце прошлого  века режиссёр Евгений Ткаченко поставил в городском театре  кукол «Золотой петушок» её «Панночку»). Сидишь и ждёшь, когда герои  – и ты вместе с ними –проснутся. Но где грань между бредом забытья и похожей на бред явью, в которую мы сами превращаем свою жизнь?

 

Заканчивается спектакль. Лидия Петровна понимает, что она никого не погубила: «Боже мой... боже мой, значит, все живут? Все, весь мир? Только мое, одно мое сердце остановилось. Я одна, только я лежу в сырой, глубокой земле, а мир цветет, счастливый, счастливый, живой! Прощайте, милые! Живите долго, богато, любите, рожайте, работайте и отдыхайте! Прощайте!»

 

Это наказ мне и тем, кто смотрел пермскую «Чудную бабу» вместе со мной. Тем, кто понял и прочувствовал, и тем, кто вышел из зала с недоумением: «Что за чушь нам показали?». Есть только один способ противостоять окружающему абсурду – любить, беречь близких и далёких, ценить то, что у тебя есть, видеть главное и быть счастливым. Что ж тут непонятного?

 

Ночью в театре я просто зритель. Не журналист, не критик – боже упаси! Пусть критики придираются к тонкостям организации фестиваля, ломают головы над его форматом, целями и сверхзадачами. Меня теория не касается и не волнует. Я бесконечно благодарна «Нашему дому» за возможность останавливаться на бегу, задумываться о чём-то большем, нежели «какое платье надеть» и «где взять деньги?», знакомиться с театрами, актёрами и спектаклями, которые в других  обстоятельствах  никогда бы не увидела. Каким иным способом судьба подарила бы мне встречу с гениальным театром имени Мамина-Сибиряка из Нижнего Тагила (в этом году я с болью в сердце променяла его на Пермь!), с драматургом и поэтом Владимиром Зуевым?

 

Именно поэтому я никогда не смотрю работы озерчан (да простят меня мои любимые трио «Трое» и «Золотой петушок») – надеюсь на скорые и регулярные встречи с ними. А вот та самая пара из Кыштыма, как раз наоборот, с удовольствием выбирает в программе спектакли закрытого города. Более того,  самая первая «Ночь» открыла для них Озёрск и его театры, приобщила к театральному искусству. Теперь молодые люди следят за премьерами, знают актёров «Нашего дома» по именам и в лицо, с нетерпением ждут очередных сюрпризов от труппы, не умеющей спокойно сидеть на месте и готовой преодолевать трудности. И мы не сомневаемся: сладкий ноябрь 2017 года и восьмая «Ночь в театре» обязательно наступят!  

Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить