Поцелуй африканской мамбы
11-08-2015, 15:35 Категория: Общество
1 639
4
Цены в наших магазинах напоминают зубы ядовитой змеи. Расхожая фраза «Цены кусаются!» наконец-то нашла себе достойное применение. Она так или иначе воплотилась ещё и в названии кондитерского изделия.
Трое на одного – не по-пацански
Как вы относитесь к укусу женщины? Ах, женщины вас ни разу не кусали? А не желаете рискнуть? Тогда спросите у продавца Ларисы граммов 100-200 вологодских конфет под названием «Укус женщины». Почему 100- 200? Да потому что кило не каждый потянет. Лариса называет цену – 400 рублей!
Но эти конфеты если и кусаются, то ещё относительно по- божески. Как вам «Птица счастья» за 487 рублей, трюфель «Италия» (на ценнике название страны указано без кавычек) за 630? А вершина ценовой конфетной пирамиды, разумеется, миндаль в молочном шоколаде. Внешне это лакомство похоже на дешёвые карамельки, завёрнутые в невзрачные фантики. Зато этот «укус» схож с «чмоком» чёрной мамбы – 740 рублей!
«Поцелуй» одной из самых ядовитых змей Африки продавец Лариса прокомментировала сходу: «Санкции ввели, вот цены и поднялись». Комментарий меня не удовлетворил, а, напротив, расстроил. Особенно огорчительно, что западные санкции недавно поддержали Албания с Лихтенштейном. Более всего подрезал нас Лихтенштейн – государство площадью в 160 квадратных километров с населением в 33 тысячи человек (Кыштымский округ – 763 кв. км и 41 тысяча народу). Как мы теперь будем жить без его джема и йогурта?!
Но хватит ёрничать. Далее на полном серьёзе. А именно: санкции ввёл против нас Запад. Это факт. Мы перекинулись на импортозамещение, то есть дали дорогу отечественному продукту. Это тоже факт. Остаётся вопрос: почему цены задрали неоправданно высоко и продолжают задирать, кому насколько заблагорассудится? Выходит, к западным санкционерам присоединились и отечественные производители вместе с торговцами. В таком неразрывном союзе они совместно с западными акционерами принялись окучивать российское население. Трое на одного – это как-то не по-пацански!
Я переговорил с постоянной покупательницей того же магазина, где торгует Лариса, Галиной Ивановной Старченко.
– Смотрите, – указала на прилавок Галина Ивановна, – мой любимый кофе «Якобс Монарх Милликано» – 333 рубля за сто граммов. Хотя ещё в этом году я его покупала за 195 рублей. Двухсотграммовую банку – за 395. Вот и считайте!
А чего тут считать?! Подорожание – в полтора раза и более!
Вопреки всякой логике
Но бог с ними, с кофе и конфетами. В конце концов, без них можно прожить. Меня больше интересовала сама логика наценки. Чем руководствуются владельцы торговых точек, едва ли не ежедневно меняя цифры на бумажных ярлычках? Подсказал случай. Воскресным утром, обнаружив отсутствие в доме хотя бы намёка на хлебобулочное изделие, отправился в сетевой магазин. В огромном зале, кроме меня, больше никого из покупателей не было. Пользуясь их отсутствием, молоденькая продавщица с ловкостью фокусника меняла ценники. Причём на товар, не пользующийся повседневным спросом. Так «Пемолюкс» стал стоить на десятку дороже. Да и другие товары по мере продвижения девушки вдоль стеллажей становились внушительнее именно на эту сумму.
Своими наблюдениями, а заодно желанием пристыдить, поделился с кассиром: дескать, окститесь, на рубль-два бы набрасывали, а то сразу – на десятку!
На замечание хозяйка кассового аппарата не обиделась. Напротив – заливисто рассмеялась.
– Во-первых, новые цены не мы устанавливаем, нам их присылают, а во-вторых, десятка – это ерунда. Вон велено на черешню накинуть разом 50 рублей. И это при том, что в наших садах-огородах своей вишни, которая вкуснее этой пресной черешни, навалом.
Тут я понял, что логика с системой ценообразования у владельцев магазинов ну никак не стыкуется. Мне возразят: при чём здесь владельцы, если товар они приобретают по оптовым ценам? По какой взяли, по той и продали, лишь прибавив положенные 25-30 процентов законной накрутки.
К сожалению, получить на руки накладные, где указаны отпускные цены, не удалось, да я и не пытался. Знал, что мне скорее покажут чертежи последнего достижения военной техники – твёрдотопливной межконтинентальной баллистической ракеты лёгкого класса «Тополь-М», чем сводную ведомость с оптового склада.
Не предел, а беспредел
Но тайну ценообразования одного молочного продукта мне под очень большим секретом всё же раскрыли. Я как-то писал о том, что мороженое «Морозко» в одном магазинчике продавалось за 15 рублей, а в торговой точке по соседству – за 11. Так вот, выяснилось, что это лакомство прибыло в Кыштым из одной партии и от одного поставщика. И отпускная цена его – 6-8 рублей! То есть накрутка составила не 25-30, а от 50 до 150 процентов!!! Если вы думаете, что это предел, то ошибаетесь: это – беспредел! И сказал это не я, а знакомая чиновница, призванная отслеживать судороги ценообразования. А подтверждение её эмоциональному выплеску любой из нас без труда найдёт во всех магазинах. Пропустим такое баловство, как «мороженка». Хотя создалось впечатление, что стоимость на сёмгу и форель устанавливается по полному аналогу с ней. Их цены впечатляют – по 650 рублей за кило. Когда это было, чтобы рыба была в два раза дороже мяса?! Единственное, к кому нет претензий, так это к чавыче. На то он и королевский лосось, чтобы только за венценосное звание носить почётную нашлёпку – 750 рублей за килограмм.
И напоследок обратимся к важному документу. Речь о постановлении правительства Российской Федерации о предельно допустимых розничных ценах на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. В перечне 24 наименования, включая говядину, яйца, сахар, яблоки... Есть там и масло подсолнечное. Мне удалось узнать через «засланного казачка», что отпускная цена пяти литров подсолнечного масла составляет 300 рублей. В первом же магазине по пути на работу напоролся на ценник не очень престижного масла – 449 рублей. Из того же спис- ка гречка. Оптовая – 46, на ценнике – 122. Про сахар и говорить не хочется: цифры скачут, аж в глазах мелькает. Хоть умножай, хоть дели – всё тот же результат.
Редьярд Киплинг говаривал, будто Востоку с Западом никогда не сойтись вместе. Имею подозрение, что автор «Маугли» сильно ошибался: сошлись – в лице западных антироссийски настроенных политиков и восточных (читай – российских) дельцов от торговли! Направить бы им всем по ящику конфет «Укус женщины», засунув туда в дополнение к начинке четырёхметровую мамбу!
Ирина КРЮЧЕНКОВА, старший экономист управления стратегического развития и привлечения инвестиций:
К сожалению, мы не имеем полномочий проводить проверку накладных в магазинах, чтобы сверить оптовые цены с розницей. Это дело Роспотребнадзора, но он также ограничен в своих действиях. Остаётся надеяться на законопослушность и совестливость владельцев торговых точек хотя бы в отношении социально значимых товаров первой необходимости.